Дизайн поедателей суши или японский стиль в современном интерьере
Огромное влияние на
развитие современного дизайна и архитектуры оказал именно японский стиль.
Гармоничность конструкции, утончённость линий, функциональность и
одушевлённость каждой вещи отражают единение японской философии с природой.
Предмет в японском интерьере становится миром, если он символичен,
поэтому его цвет, форма и украшение должны всегда иметь смысл.
Основной чертой японского
стиля является свободное пространство, ведь в условиях перенаселённого мегаполиса
жизненное пространство порой дороже воздуха. Это убедительно демонстрируют
раздвижные стены, через которые можно свободно выйти в сад.
Отдельной темой,
имеющей право на индивидуальное звучание, являются японские сады и чайные
домики. Ещё в IX веке постройка императорского дворца в Киото была спланирована
таким образом, чтобы фасады павильона и галерей выходили на песчаную площадь,
завершающуюся обширным садом с островами, мостами, скалами и искусственным
озером. И по сей день каждый японец, имеющий хоть небольшой садик у себя во
дворе, непременно устроит в нём хотя бы миниатюрный водоёмчик. Основное влияние
на формирование японского сада оказали монахи дзен-буддийской секты. С этим
связано совершенно новое развитие паркового искусства. Сады, сооружаемые при
храмах секты «дзен», проникнутые философией дзен-буддизма, становились чудесным
претворением в жизнь столь характерного для Японии стремления к идеалу
прекрасного.
Концепция
ускользающего и незавершенного также выразительно проявилась именно в каменных
садах. В одном из вариантов подобных садов, как известно, никогда не видно всех
камней сразу – с какой бы точки смотровой веранды зритель ни смотрел, одного
камня он обязательно не увидит. В числе наиболее примечательных образцов
японского сада - знаменитый двор храма Рёандзи, где благодаря особому
расположению пятнадцати камней различных размеров на песчаной, лишенной
каких-либо ещё предметов площадке должно достигаться ощущени5 безбрежного
морского пространства.
Яркой окраской японского
интерьера можно назвать фусума и сёдзи. Фусума – это внутренние раздвижные
деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотным картоном, вместо ручек –
углубления, выполненные в металле. Сёдзи – это раздвижные двери, где дерево
расположено в форме клетки и оклеено рисовой бумагой, хорошо пропускающей свет.
С точки зрения японской
эстетики дизайн и интерьер рассчитывается для сидящего человека,
а сад и предметы искусства, украшающие комнату, расположены в нишах,
находящихся не выше 80-100 см.
Изюминку интерьера
– татами, изготовляют из длинных соломенных ленточек, а по краям обшивают
матерчатыми полосами. По всему дому распространяется приятный, еле уловимый
запах сухого сена. В спальне на татами кладётся футон, изготовляемый вручную из
отборных сортов хлопка.
Большинство предметов
мебели в японском интерьере – письменные столики, шкафчики, полочки –
кажутся крохотными из-за своего низкого расположения. После приятного
расположения на татами любая диспропорция исчезает.
Что же касается форм
японской мебели, то они также обусловлены не только философией, но и
традициями. Стремясь к созданию максимально лёгкой мебели, ножки которой не
продавливают напольное покрытие, японцы делают основной акцент на изяществе
фурнитуры и естественности цвета, а идеально гладкий лак свидетельствует об
истинной ценности вещи.
В качестве сиденья
коренные японцы используют подушки, а вместо обычной спальной кровати –
хлопковые матрасы. Также активно применяются сервировочные столики
разнообразных форм, как деревянные, так и плетенные, иногда с вращающимся
внешним кругом для удобства раздачи угощений.
Дополнительными яркими
аксессуарами японского стиля могут служить маленькие шкафчики и
шкатулки, украшенные шёлковыми шнурами с красивыми кистями и инкрустированные
позолоченной бронзой.
Особый колорит
японского дома создаётся ширмой, расписанной по всем канонам изящной
орнаментики, основанной на природных формах. Ритмичное повторение неправильной
ассиметричной композиции отдельных элементов – характерная черта японской
мебели.
Для японской керамики,
предназначенной для чайной церемонии, характерно отрицание симметрии и
геометрической правильности форм, предпочтение отдаётся глазури, вскипевшей и
лёгшей неровными потёками. Керамика должна сохранить следы прикосновения
человеческих рук.
В нашем мире
техногенной цивилизации человек не может не испытывать тяги к натуральному и
естественному, что приводит к острой востребованности экологических
материалов и чистых национальных стилей: открытой фактуре дерева,
плетёному бамбуку в традиционном или современном японском стиле.
Став наиболее популярным из всех восточных стилей, японский интерьер
в «сталинке» исполненный прорабом становится всё больше похожим на дружеский
шарж, если не на карикатуру с чёрным юмором. Именно поэтому грамотный подход
профессионала, подробно изучившего все тонкости восточной стилистики при
содействии фэн-шуй консультанта, всегда отличим от неудачных подделок под
истинное искусство.